Поиск

 

НАИЛУЧШЕЕ СООТНОШЕНИЕ  ЦЕНЫ - КАЧЕСТВА!


Стропы

ВЫБОР И РАСЧЁТ ГРУЗОВЫХ СТРОПОВ ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ГРУЗОВ

1. Подбор стропов к перемещаемым грузам

 

Выбор стропов начинают с определения массы груза и расположения его центра тяжести. Если на грузе таких обозначений нет, то необходимо уточнить эти параметры у лица, ответственного за производство грузоподъемных работ. Во всех случаях необходимо убедиться в том, что груз, подлежащий перемещению, может быть поднят имеющимися в вашем распоряжении грузоподъемными средствами. Определив массу поднимаемого груза и расположение центра тяжести, затем определяют число мест застропки и их расположение с таким расчетом, чтобы груз не мог опрокинуться или самостоятельно развернуться. Из этого расчета выбирают строп или подходящее грузозахватное приспособление. Одновременно следует учитывать длину выбираемого многоветвевого стропового грузозахватного приспособления.

При выборе длины стропа следует исходить из того, что при малой длине угол между ветвями строп будет больше 90°, а при большой длине — теряется высота подъема груза и возникает возможность его кручения. Оптимальные углы между ветвями строп находятся в пределах 60 – 90° (рис.1).

При выборе строп следует также определить, из каких элементов должна состоять гибкая часть стропа (стальной канат или цепь, или другой вид жестких строп и т. п.) и какие концевые и захватные элементы целесообразнее использовать для подъема конкретного груза.

17.2Kb

Рис.1. Схема распределения нагрузок на ветви стропа: I – рекомендуемая зона захвата груза; II – нерекомендуемая зона захвата груза

2.Выбор грузового стропа

 

Определив массу поднимаемого груза, даллее необходимо правильно выбрать строп с учетом нагрузки, которая возникает в каждой его ветви. Нагрузка, приходящаяся на каждую ветвь, меняется в зависимости от числа мест зацепки груза, от его размеров, от угла между ветвями стропа, от длины его ветвей. Усилия, возникающие в ветвях стропа при подъеме груза, можно определять двумя способами (рис.2).

21.1Kb

Рис.2. Схема натяжения стропа.

3. Способы расчета усилий в ветвях стропа

 

1. Нагрузку, приходящуюся на каждую ветвь стропа, можно определить по первому способу так

S = G•g/(k•n•cosα), (1)

где: S - Натяжение ветви стропа. H (кгс)

G – Вес груза. H (кгс)

g – ускорение свободного падения (g=9,8 м/с2 )

n – Число ветвей стропа.

α – Угол наклона ветви стропа (в градусах).

2. Заменив для простоты расчета ~1/cosα коэффициентом m, получим

S = m•G•g/(k•n), (2)

где: m – Коэффициент, зависящий от угла наклона ветви к вертикали;

при α = 0º - m = 1

при α = 30º - m = 1,15

при α = 45º - m = 1,41

при α = 60º - m = 2,0.

Канаты должны быть проверены на прочность расчётом: P/S ≥ k,

где: P – разрывное усилие каната в целом в H(кгс) по сертификату.

S – наибольшее натяжение ветви каната H(кгс).

k – должен соответствовать указанием таблицы - коэффициент запаса прочности:

для цепных = 5

для канатных = 6

для текстильных = 7.

Значения величин, применяемых в расчётной формуле (2), приведены в табл. №1:

Таблица.№ 1. Значения величин, применяемых в расчётной формуле (2).

 

n

1

2

4

8

k

1

1

0,75

0,75

αº

15º

20º

30º

40º

45º

60º

m

1

1,04

1,06

1,16

1,31

1,41

2

 

4. Примеры.

Пример №1.

При подъеме груза массой 10000 кг, числом ветвей стропа n = 4 и α = 45° имеем

S = 1,42•10 000•9,8/(4•0,75) = 46 390 Н,

Грузоподъемная сила, приходящаяся на одну ветвь стропа, равна ~50 кН.

Пример №2.

При подсчете усилий в ветвях стропа вторым способом замеряем длину С ветвей (в нашем случае 3000 мм) и высоту А треугольника, образованного ветвями стропа (в нашем случае 2110 мм). Полученные значения подставляем в формулу

S = G•С•g/(А •n•k).

Нагрузка на одну ветвь стропа

S = 10 000•3000•9,8/(2110•4•0,75) = 46 450 Н,

т. е. также равна ~50 кН.

Нагрузка, приходящаяся на одну ветвь стропа, прямо пропорциональна углу между ветвями стропа и обратно пропорциональна числу ветвей. Таким образом, для подъема того или иного груза имеющимся стропом необходимо проверить, чтобы нагрузка на каждую ветвь стропа не превышала допустимой, указанной на бирке, клейме или в паспорте. В соответствии с действующими правилами Ростехнадзора грузоподъемность стропов, имеющих несколько ветвей, рассчитывают с учетом угла между ветвями 90°. Поэтому, работая групповыми стропами, необходимо лишь следить, чтобы угол α не превышал 45°.

Если груз обвязывается одноветвевыми стропами, например облегченными, рассчитанными на вертикальное положение (α = 0°), то возникает необходимость учитывать изменения утла и, следовательно, нагрузки на ветви стропа.

Нагрузки, действующие на одну ветвь стропа при различных углах между ветвями, приведены в табл. 2.

Таблица.№ 2. Нагрузки, действующие на ветвь стропа, кН.

 

Масса груза, кг

Угол между ветвями стропа

60°

90°

120°

2

4

2

4

2

4

2

4

530

2,5

1,25

3

1,5

3,5

1,75

5

2,5

630

3,15

1,57

3,78

1,89

4,45

2,22

6,3

3,15

800

4,2

2,1

4,5

2,25

5,75

2,88

8

4

1000

5

2,5

5,75

2,78

7,6

3,8

10

5

1250

0,25

3,13

7,25

3,63

9

4,5

12,5

6,25

1600

8

4

9,6

4,8

11,28

5,64

16

8

2000

10

5

11,5

5,75

14,25

7,13

20

10

2500

12,5

6,25

14,5

7,25

17,75

8,88

25,6

12,8

3200

16

8

19,2

9,6

22,56

11,28

32

16

4000

20

10

23

11,5

28,5

14,25

40

20

5000

25

12,5

28,75

14,38

35,5

17,75

50

25

6300

31,5

15,75

37,8

18,9

44,42

22,21

63

31,5

8000

40

20

46

23

56,75

28,33

80

40

10000

50

25

52,5

28,75

71

35,5

100

50

12500

62,5

31,25

72,5

36,25

90

45

125

62,5

16000

80

40

96

48

119,8

56,4

160

80

20000

100

50

115

57,5

142,5

71,25

200

100

 

 

При строповке груза групповым стропом нагрузка на его ветви, если их более трех, в большинстве случаев распределяется неравномерно, поэтому необходимо стремиться, так зацепить груз, чтобы все ветви стропа после зацепления и натяжения имели по возможности одинаковую длину, симметричность расположения и одинаковое натяжение.

5. Техническое освидетельствование грузозахватных средств

 

 

Техническое состояние грузозахватных приспособлений проверяют осмотром и испытанием. Освидетельствованию они подлежат (табл. 3) перед вводом в эксплуатацию и периодически во время работы.

Таблица.№ 3. Нормы и сроки освидетельствования грузозахватных средств*.

26.2Kb

* - Примечание:
- Оберман Я.И. Строповка грузов./Справочник.; М. изд. Металургия. 1990г. 336 с. Смотреть 224 стр.
- ПБ 10-382-00. ПРАВИЛА УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪЁМНЫХ КРАНОВ. Москва. изд. ПИО ОБТ 2001г. 267 с.

 

Грузозахватные приспособления можно не испытывать, если они новые, испытаны заводом-изготовителем и не имеют внешних дефектов. При осмотре грузозахватного приспособления проверяют его общее состояние и степень износа зажимов, гаек, шплинтов, заплеток, сварных соединений, брони и т. п. Если грузозахватные приспособления не забракованы при внешнем осмотре, то их испытывают под нагрузкой. Для этого по паспорту, журналу или расчетом определяют предельную рабочую нагрузку. По рабочей нагрузке подбирается испытательная, равная 1,25 рабочей нагрузки.

Во время испытания тарированный груз захватывают испытуемым приспособлением, приподнимают краном на высоту 200 – 300 мм от уровня пола и выдерживают на весу 10 мин. На многих заводах существуют стационарные испытательные стенды.

Если после испытания на приспособлении не обнаруживается повреждений, обрывов, трещин, остаточных деформаций, то оно считается годным. Остаточные деформации, определяют сопоставлением номинальных размеров элементов грузозахватного приспособления до испытания с фактическими размерами после испытания.

Если детали приспособления получили недопустимые по нормам остаточные деформации, то к эксплуатации оно допускается только после тщательного осмотра и пересчета на новую грузоподъемность, а также после последующего испытания. К испытанному приспособлению прикрепляют бирку, на которой указывают номер, грузоподъемность, дату испытания.

Результаты освидетельствования заносят в журнал регистрации грузозахватных средств. Журнал содержит полные сведения о каждом приспособлении: порядковый номер, назначение, техническая характеристика, наименование завода-изготовителя, дату изготовления, заключение ОТК о результатах испытания.

На каждом предприятии, строительстве, базе, где имеются грузоподъемные краны, назначают специалиста, инженера или техника-механика, ответственного за безопасную эксплуатацию кранов, грузозахватных средств и техническое освидетельствование их. В крупных организациях инженер по надзору может быть наделен правами инспектора Ростехнадзора России.

Примечание:
- Оберман Я.И. Строповка грузов./Справочник.; М. изд. Металургия. 1990г. 336 с. 
- ПБ 10-382-00. ПРАВИЛА УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪЁМНЫХ КРАНОВ. Москва. изд. ПИО ОБТ 2001г. 267 с.
- ГОСТ 25573-82. СТРОПЫ ГРУЗОВЫЕ КАНАТНЫЕ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА. Технические условия.

Выбор стропов

Главные критерии выбора стропов – масса и размеры груза. Угол между ветвями стропа ни при каких условиях не должен превышать 90 градусов. Усилия в ветвях стропа могут быть распределены по-разному. Определяющим фактором распределения усилий является угол наклона ветвей стропа. Зависимость такова: при уменьшении угла наклона усилие возрастает. Поэтому, если угол наклона будет чрезмерно большим (более 120 градусов), строп может разрушиться. То же самое произойдет и при уменьшении угла наклона к горизонту. Этот угол должен составлять не менее 30 градусов.

Оптимальными для работы стропа считаются следующие условия: угол между ветвями не превышает 90 градусов, угол наклона к горизонту – 45 градусов и более.
Если необходимо уменьшить нагрузку на ветви стропа, обычно увеличивают их длину. Нужно понимать, что при увеличении длины стропов соответственно увеличивается и высота строповки, а, значит, высота подъема, за счет потери высоты подъема крюка, снизится. Важно обеспечивать равномерность натяжения всех ветвей стропов. Только при этом условии груз считается надежно закрепленным, а равнодействующая силы натяжения проецируется строго в центр тяжести груза.

Стропы должны иметь регистрационный номер, который указывается на прикрепленной к нему бирке. Помимо инвентарного номера, бирка должна содержать информацию о грузоподъемности стропа с указанием даты проведения испытаний. Для строп общего назначения грузоподъемность указывается для случая, когда угол между ветвями строп составляет 90 градусов. Расчет грузоподъемности строп для подъема конкретных грузов производится, исходя из специфики каждого груза.

Существуют стропы, которые получили название полуавтоматических. Особенность таких строп – в наличии специального устройства для расстроповки груза без непосредственного участия человека. Использование полуавтоматических строп повышает производительность грузоподъемных механизмов, сокращает время, затрачиваемое на подъем груза, и делает работу стропальщика более безопасной. Полуавтоматические стропы часто применяются при монтаже конструкций из железобетона и стали, при строительстве трубопроводов и при проведении многих других работ. Конструкция полуавтоматических стропов может быть различной. Например, максимально быструю строповку и расстроповку грузов обеспечивает полуавтоматический строп с замком.
Замок для стропа изготавливается из стальной заготовки полукруглой формы в которую вваривается распорка. Для запирания замка используется запорный штифт, который крепится в проушинах скобы. Также, к проушине крепится и пружинная обойма. Расстроповка груза происходит в том случае, если при ослабленном грузовом канате, при помощи дополнительного, или тягового каната, запорный штифт переводится в крайнее правое положение.

Стропы должны быть надежными и прочными. Существует ряд критериев для отбраковки строп. Среди них: большая деформация стропа; превышающее установленные нормативы количество оборванных проволочек; коррозия или износ более 40%; трещины на крюках стропы; износ зева стропа.

Стропы канатные

Стропы (от голл. strop - петля) – специальное приспособление для грузозахвата, оснащенное кольцом на конце, скобой, крюком и т.д. Стропы канатные стальные удобны и безопасны в работе, хорошо обеспечивают сохранность груза при минимальной собственной массе. Стропы канатные широко применяются в России и странах СНГ. Они незаменимы при выполнении погрузо-разгрузочных работ, а также при проведении строительно-монтажных работ и перемещения грузов различного веса и формы при температуре рабочей среды (от -400С до +4000С). Стропы канатные стальные применяются на промышленных предприятиях, складских объектах, в строительстве и транспорте, при такелажных работах в морских и речных портах, в кораблестроении и атомной промышленности.

Стропы канатные различаются по способу заделки концов каната, которые могут быть выполнены либо в виде заплетки (Ø 6,2 - 72,0 мм), либо опрессованными алюминиевой втулкой (Ø 8,3 - 46,5 мм). В комплекте к стропам идут различные типы захватов, крюков, талрепов, скоб и т.д. Наряду с несложным изготовлением канатных строп, они достаточно надежны, гибки, имеют высокую несущую способность и относительно недороги. Одним из преимуществ канатных строп является свойство устойчивости к резким динамическим нагрузкам. Вследствие износа разрушение стропы происходит постепенно и это позволяет своевременно выявить дефекты. Коэффициент запаса прочности стропов стальных канатных по отношению к расчетному разрывному усилию составляет не менее 6.

К недостаткам можно отнести недолговечность канатных строп по сравнению со стропами других типов. Стропы канатные также имеют некоторые ограничения в использовании (например, в агрессивной среде).
Стропы канатные стальные изготавливают согласно требованиям ГОСТ 25573-82. В стропах канатных применяются круглопрядные канаты двойной крестовой свивки со стальным и органическим сердечниками по ГОСТ 2688-80, 7669-80, 7668-80, 3071-74, 3079-80.

Современный рынок грузовых строп из стального каната предлагает:
- строп канатный петлевой, СКП (чалка);
- строп канатный кольцевой, СКК;
- строп канатный одноветвевой (1СК);
- строп канатный двухветвевой (2СК);
- строп канатный четырехветвевой (4СК, паук).
Существуют также универсальные стропы канатные (УСК), которые представляют собой одним из исполнений петлевых или кольцевых строп. Приобретая стропы канатные, следует обратить внимание на клеймо или прочно прикрепленную металлическую бирку, на которой должны быть указаны наименование предприятия-изготовителя (товарный знак), номер стропа канатного по системе нумерации изготовителя, грузоподъемность и последняя дата испытаний.

Текстильные стропы

На сегодняшний день транспортировка и погрузка различных грузов – это необходимый компонент любого крупного предприятия промышленности. Для таких работ, как погрузка, разгрузка или же другие подобные работы с грузами разных объемов, размеров и качества, используются современные крановые установки. С их помощью можно без проблем переправить груз на предназначенное ему место. Но только специальных кранов в системе погрузки или разгрузки недостаточно. Для этого также необходимы стропы или другие приспособления для поднятия грузов. На сегодняшний день самым последним инновационным изобретением стали текстильные стропы.
С помощью текстильных строп или же СТП, можно поднимать грузы любого размера и массы, но наиболее часто петлевые текстильные стропы используются в строительстве при погрузке недавно выкрашенных грузов или грузов, с которыми требуется весьма бережное обращение. Грузы, которые ни в коем случае нельзя повреждать, но нужно погрузить куда-либо, чаще всего погружают с помощью текстильных строп.

Текстильные стропы – это последнее слово в развитии погрузочных работ. Они отлично подходят для погрузки и разгрузки грузов, которые можно легко повредить. Ведь петлевые стропы из текстиля обладают довольно большой шириной, которая может достигать 30 см. Сами стропы изготавливаются из прочной синтетической ткани, которая способна выдерживать очень большие нагрузки. К тому же, текстильные стропы могу быть оснащены специальными чехлами во избежание повреждения или царапания груза. Чехлы также служат и для большей долговечности текстильных строп. Ведь обычные стропы могут быстро истереться или порваться от долгой эксплуатации. А текстильные стропы прослужат вам гораздо дольше благодаря чехлам для защиты.
Если вы хотите сэкономить на драгоценном времени, которое занимает обычная погрузка или разгрузка, то выбирайте текстильные стропы. С ними скорость погрузочных работ увеличится, а качество погрузки возрастет.

Стропы из текстиля могут быть ленточные или круглого плетения. В зависимости от различных грузов, их массы и объема, используются разные виды текстильных петлевых строп.
Основными достоинствами петлевых текстильных строп является их высокая устойчивость к различным механическим повреждениям, а также к воздействию тепла или холода, воды или света. По сравнению с канатами или цепями из стали, текстильные стропы имеют куда меньший вес, что позволяет повысить удобства при их транспортировке.

К остальным достоинствам петлевых строп из текстиля относятся:
1. Текстильные стропы как никогда безопасны в использовании. По сравнению со стальными стропами, стропы из текстиля не обладают острыми краями, с ними можно безопасно работать любому человеку. Ведь опасность порезаться или пораниться снижается до минимума.
2. Очень маленькая масса строп и их компактность позволяет без проблем осуществлять их транспортировку. Кроме этого, маленький вес сказывается и в самой работе со стропами, она становится проще и удобнее. Время погрузки благодаря меньшему весу текстильных строп уменьшается вдвое.
3. Петлевые текстильные стропы позволяют осуществлять погрузку таких грузов, которые легко подвергаются деформации при погрузке с использованием обычных стальных канатов. Текстильные стропы обеспечат вам надежность и сохранность любого груза.

Цепные стропы – удобство и долговечность.

Основное преимущество цепных строп перед канатными – это их гибкость. Подвижная конструкция цепи делает реальным использование цепного варианта практически во всех видах строповки – погрузо-разгрузочных или строительных. Согласитесь, согнуть стальной канат без дополнительной техники невозможно, а цепью же легко поднять груз «в петле». Причем, выдержат цепные стропы и работу при очень высоких температурах, открытом огне и другой экстремальной среде, что совершенно исключено для других строп, например, текстильных.

Немаловажным плюсом цепных строп можно назвать и их относительную безопасность при условии правильного использования. Если нагрузка на элементы слишком велика, и происходит деформация цепи, то это легко заметить при простом визуальном осмотре. В то время как зафиксировать состояние износившегося стального каната гораздо сложнее. И если он рвется при выполнении работы, то последствия могут быть непредсказуемыми для людей и техники. Кстати, и проводить постоянный контроль за рабочим состоянием цепей вполне реально прямо на строительном объекте или в промышленном помещении. Для этого необходимо с регулярной периодичностью делать замеры диаметра, а также шага звеньев цепи, которые изготавливаются из высокопрочного материала.

Долговечность цепных строп объясняется тем, что они менее подвержены воздействию извне. Например, работа с грузами, имеющими острые края, может существенно навредить стальному канату. Цепи же не пострадают. Вторая причина – возможный ремонт строп с помощью запасных частей - цепных ветвей.

Обычно простые цепные стропы разделяют по количеству ветвей – одноветвевые, двухветвевые и так далее и по конструкции цепи – замкнутые или кольцевые. Для защиты цепей от кислой среды применяют специальное покрытие, предотвращающее образование коррозии.

 
Яндекс.Метрика